Wechat:Առցանց առևտուր թռիչքի ընթացքում
July 29, 2019
Մեծ մետաքսե ճանապարհը սկսվեց Սիան 西安 քաղաքից
July 29, 2019

Китайские предприятия будут искать способы реализовать свою продукцию на российском рынке, поскольку внутренний рынок переполнен

ԵՐԵՎԱՆ, ՀՈՒԼԻՍ 29, ՉԻՆԱՍՏԱՆՆ ԱՅՍՕՐ:

Руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики доктор исторических наук Алексей Маслов в эксклюзивном интервью Международному пресс-центру «МКР-Медиа» рассказал о том, что даст российско-китайским отношениям создание новых зон свободной торговли. Две новые зоны должны появиться рядом с границей России.

«Существует много форм свободных экономических зон (СЭЗ) в Китае, но так или иначе они нацелены на максимальное стимулирование инвестиций и производительности труда в отдельных регионах. При этом каждый регион получает cd. специализацию, и в данном случае зоны в Синцзяне и в Хэйлунцзяне должны стать сельскохозяйственными зонами. В Синьцзяне к тому же это должно ослабить потенциальную возможность этнических конфликтов. К тому же следует учитывать, что зона в Синцзяне должна решить и еще одну проблему – вечную «дотируемость» этого региона из центрального бюджета. Это и вопрос повышения среднего ВВП на душу населения, сегодня в Синьцзяне он ниже, чем во всем Китае: около 3690 дол против среднестранового около 4628 дол. Решение  о создании новых СЭЗ в Синьцзяне было принято еще в конце 2011 г., первая зона СЭЗ в Синьцзяне возникла в 2015 году».

По мнению политолога, новые зоны свободной торговли могут быть ориентированы на автопром и переработку сельхозпродукции.

«Главная задача – создать в районе Хоргоса и Кашгара точки импорта для автопрома, а также новые предприятия по переработке сельхозпродукции. Также непростая экономическая ситуация в Хэйлунцзяне. Если в 2017 году рост ВВП составил 6,4%, то в 2018 году он упал до 4,7% – ниже, чем в среднем по стране. Упал и рост продукции с 5,4% до 3,7%, «схлопнулся» и внутренний рынок провинции с 8,3% до 6,3%, а инвестиции в основные фонды  вообще приобрели отрицательную величину (- 4,7% с 6,2%), то есть идет отток инвестиций. Также упал экспорт и заметно возрос импорт. Это значит, что рядом с Россией располагается беднеющая провинция, которая по своим темпам и модели развития заметно отличается от остальных территорий Китая».

Алексей Маслов прогнозирует, что появление новых зон свободной торговли способно исправить снижение ВВП и открыть дополнительные возможности для сотрудничества с Россией.

«Создание новых СЭЗов теоретически должно исправить эту ситуацию и привлечь новые инвестиции, однако главным вопросом остается общее замедление развития. Формально любые компании, в том числе и российские, могут прийти в эти регионы, учитывая, что обычно в СЭЗах заметно упрощено создание предприятий иностранного капитала, однако работать на «падающем» рынке иностранцам всегда сложно. А вот китайские предприятия в СЭЗ будут искать способы реализовать свою продукцию на российском рынке, поскольку внутренний рынок переполнен. Для нас это не столь интересно, так как сейчас главной задачей является восстановление производства национальной продукции. А вот вариантов сотрудничества открывается множество, например, создание производство органически чистой пищевой продукции для китайского рынка в Синьцзяне, создание заводов по производству мебели, мебельных плит или в Хэйлунцязне из российского леса, создание малого машиностроения переупаковка российской продукции в китайских СЭзах для дальнейших поставок на китайский рынок».

Напомним, что в 2019 году Китай создаст 6 новых зон свободной торговли. Две из них появятся рядом с Россией – в провинции Хэйлунцзян и Синьцзян-Уйгурском районе КНР. Провинция  Хэйлунцзян расположена рядом с Хабаровским краем и Еврейской автономной областью России, а Синьцзян-Уйгурский район рядом с Казахстаном, Монголией и Россией (республика Алтай).

Андрей Курников

Из сайта https://press.mkrmedia.ru